Занятия по Шичиде не гарантируют (хотя и обещают) развитие феноменальной памяти у ребенка. Карточки Домана помогут научить ребёнка читать, но не помогут ему полюбить чтение.

О плюсах и минусах методики Монтессори можно говорить часами и ни до чего не договориться… И только ранее изучение/освоение иностранных языков — это беспроигрышная лотерея! Это то «ранее развитие», на которое, в любом случае, стоит потратить время и усилия, потому что результат обязательно будет!

Главное — правильно задать векторы.

Возьмем, к примеру, такой важный элемент, как создание языковой среды в домашних условиях. Она может стать огромным подспорьем, а может превратиться в источник аудио — и визуального шума. Есть множество статей экспертов на эту тему, поэтому я, как всегда, рассмотрю ее с позиции пользователя.

Начну с популярных позиций, которые либо не принесли мне ощутимой пользы, либо были изначально отвергнуты:

Плакаты, карточки и прочее.
Если расклеить по всему дому карточки и постеры с английскими словами ничего плохого не произойдет. Но и особого эффекта ждать не стоит. Английский, к сожалению, по воздуху не передается.

Мультики и аудиоматериалы.
Если говорить о совсем малышах, то разрешенное им экранное время настолько незначительно, что из него вряд ли получится выжать что-то больше нескольких отдельных слов. Время прослушивания музыки для маленьких детей тоже ограниченно. Поэтому тут гомеопатические дозы и такой же эффект.

Планшет (игры)
Как выстраивать отношения ребенка и гаджетов каждый решает сам для себя, я никого не осуждаю, ситуации разные. Опишу свою позицию. Я начала вводить английский так рано, чтобы мой ребенок в 7 лет не сидел за партой, зубря времена, а лишний час побегал на улице. Само собой, для достижения этой цели я не собираюсь сажать за планшет двухлетнего малыша.

Интерактивные игрушки
Ничего плохого в них не вижу, просто для меня они очень дорогие. Это ж можно от 4 до 20 английских книг купить (да, я все измеряю английскими книгами, а вы нет?)

Теперь о том, какие элементы языковой среды, действительно, работают. Я не включила в перечень общение и игры, — это само с собой. Оставила пункты, которые при минимальной подготовке дают отличные результаты!

Кукольный театр.
Супер инструмент! Готовые тексты, диалоги, жизненные сюжеты, герои, которым ребёнок будет сопереживать. Это настоящее маленькое погружение.

Когда Федя был младше, я каждый день перед завтраком показывала ему спектакль. Часто он просил повторить по несколько раз. В основном, я использовала наборы «Томик» и бумажные театры. Чуть позже я открыла для себя неисчерпаемый источник сценариев с хорошей лексикой — Пеппу Пиг!

Кукольный театр — лучший способ начать день с английского для мам любого уровня!

Занятия по пособиям.
Не обязательно тратиться на дорогие англоязычные издания. Гораздо полезнее уделить два вечера переводу хороших русских пособий (например, Земцовой) у своего преподавателя или на форумах носителей. Там обычно одна-две фразы на странице.

Помимо огромного разнообразия фраз такие пособия являются также своего рода планом и позволяют отслеживать прогресс. Если малыш пока не хочет заниматься по пособиям, можно сначала провести несколько уроков для игрушки-рукавички. Обычно это срабатывает!

Одна новая песенка в день. Всего одна новая песенка в день, — это тот незначительный по времени и усилиям шажок, который впоследствии даст очень-очень хорошие результаты!

Книги
Пункт, на котором сходятся все! Чтение книг не всегда приносит быстрые результаты, но именно оно шлифует грамматику, помогает запомнить много слов в контексте и даёт ребенку тот самый живой язык, ту самую среду!

На первых этапах (пока книг еще мало) я очень рекомендую слушать записи с профессиональным чтением детских книг и параллельно следить за текстом в книге. Это супер-эффективное упражнение для мам! Запоминается произношение, интонации (!!!), целые фразы быстро переходят в речь!

Часто малыши не проявляют интереса к чтению, несмотря на все старания. Я бы посоветовала в таких случаях предлагать самые разные книги (Федя полюбил чтение после виммельбухов) и ждать! Результат будет!

Создание полезных элементов домашней языковой среды требуют некоторых усилий, особенно в начале. Но в дальнейшем, они сами по себе дадут хорошие результаты, даже если часть обучения, связанная с живым общением, будет временно хромать.

А что помогает Вам поддерживать языковую среду дома?

Мария Шульгина