Для начала давайте разберемся,  на какие группы можно разделить самых «молодых» учеников английского. Условно их делят на две возрастные категории – very young learners и young learners.

  • Very young learners (3-6 лет) – это дошкольники. Для них еще не существует строгого расписания, основной вид деятельности в этом возрасте – игра.
  • Young learners (7-12 лет) – это школьники младших и средних классов. Для них по-прежнему большое значение имеет игровая форма занятий, но они уже знакомы с дисциплиной.

Международные сертификаты, подтверждающие наличие навыков работы с детьми

Самые обширные теоретические и практические знания можно получить при подготовке к получению международных сертификатов в сфере Teaching Young Learners. Мы расскажем о трех основных сертификатах: TKT Young Learners, IHC YLT и IH VYL.

TKT (Teaching Knowledge Test) — серия экзаменов, разработанных для учителей английского языка средних школ, ВУЗов и частных преподавателей. Он состоит их трех основных модулей и двух дополнительных. Один из дополнительных — это как раз тот, который нас интересует: TKT  Young Learners (TKT YL). Он нацелен на тех, кто обучает детей от 6 до 12 лет. Данный сертификат повысит Вашу уверенность в себе как преподавателя и поможет Вам в дальнейшем развитии навыков.

Экзамен TKT YL тестирует знания:

  1. Психологического подхода к ученикам младших классов, а также различных методик преподавания английского языка
  2. Основных аспектов планирования урока
  3. Системы оценки знаний детей английского языка

TKT YL является дополнительным модулем TKT и имеет ту же структуру, что и остальные модули. Продолжительность экзамена – 1 час 20 минут. Тест состоит из 80 вопросов и 4 частей:

  • Особенности детей младшего возраста и принципы их обучения
  • Планирование уроков детей младшего возраста
  • Обучение детей младшего возраста
  • Оценка знаний английского языка детей младшего возраста. Кандидатам рекомендуется владение языком на уровне не ниже не ниже B1 (Intermediate).

Подготовиться к сдаче этого экзамена можно на специальных курсах, например, здесь: https://www.bkc.ru/pre_teachers/programs/tkt_young_learners/

Но многие учителя, если уже имеют определенный опыт, готовятся сами. На учительских форумах для самостоятельной подготовки к этому экзамену советуют такие учебники:

  • Annamaria Pinter — Teaching Young Language Learners
  • Kostyuk, Bondarenko, Druzhinina: Handbook. The Primary English Teacher’s

Центры, принимающие экзамены TKT

https://www.cambridgeenglish.org.ru/find-a-centre/find-a-teaching-centre/

IHC YLT (International House Certificate in Teaching Young Learners and Teenagers) — международный сертификат, дающий право преподавания английского как иностранного детям и подросткам. Курс рассчитан на слушателей уже имеющих диплом преподавателя и опыт работы с детьми и подростками. Требования к кандидатам: уровень английского языка C1-C2 (Advanced-Proficiency) + международная квалификация в области TEFL (Cambridge CELTA или эквивалент). Очень интенсивный очный двухнедельный курс с отработкой теории на практических занятиях с группами детей. По структуре и интенсивности близок к CELTA. Стоимость в Москве — около 60 тыс. руб. При центре BKC проводится примерно один раз в год.

IH VYL (International House Certificate in Teaching Very Young Learners) международная программа по методике преподавания английского как иностранного детям от 2 до 7 лет. Требования к кандидатам: уровень английского языка C1-C2 (Advanced-Proficiency) + международная квалификация в области TEFL (Cambridge CELTA или эквивалент). Курс очный и теоретический, он не предполагает наличие практики с группами детей, в отличие от курса, описанного выше. Стоимость в Москве — около 30 тыс. руб.

Онлайн-курсы для преподавателей

Онлайн-курс Teaching Young Learners от одного из ведущих тренинговых центров www.nile-elt.com позволяет преподавателям не только изучить особенности своей аудитории, но и научиться создавать учебные материалы самостоятельно. Минимальный уровень владения английским языком для прохождения этого курса – В1, а проходить его можно из любой точки мира. Курс длится два месяца. Он не дешевый (480 фунтов), но очень качественный.

Подробнее узнать о курсе и ближайших датах проведения можно здесь.

Бесплатный онлайн-курс English in Early Childhood: Language Learning and Development от Британского совета раскрывает важность игры, объясняет как создать благоприятную обстановку во время занятий и подсказывает как лучше практиковать английский язык с детьми. Курс предполагает обучение в течение 6 недель.

Еще один cовсем короткий бесплатный онлайн-курс на портале Future Learn называется Teaching Phonics in Early Childhood.

Тренинги от создателей авторских методик для детей

Авторы методик, о которых мы будем говорить, проводят тренинги и семинары для преподавателей, которые хотят использовать эти методики в своей работе. Такой вариант интересен тем, что вы можете пройти обучение непосредственно у создателей методик, использовать в работе готовые материалы и пособия для ведения занятий и получать поддержку и ответы на практические вопросы, возникающие в процессе работы.

Методика Валерии Мещеряковой I love English разработана для занятий с детьми 3-10 лет. Она состоит из пяти ступеней, каждая из которых соответствует определенному возрасту и нацелена на развитие одного из навыков – понимания на слух, говорения, чтения, письма и анализа устного и письменного материала. Занятия строятся в игровой форме и предполагают обязательное прослушивание аудиодисков дома.

В обучении педагоги тоже проходят несколько ступеней. Для тех педагогов, кто еще не знаком с методикой, ведется базовый курс обучения преподаванию детям на 0-й и 1-й ступени. Курс длится 6 дней и проходит 3 раза в год в Москве (октябрь, март, август) и 1 раз в год в Украине и Новосибирске. Стоимость базового курса составляет 40000 руб. Предусмотрена система скидок для ранней оплаты — 20% и 10%. Также предусмотрены скидки для групповых заявок и студентов. Обучение на базовом курсе позволяет педагогам работать с детьми первые 2-3 года обучения по методике.

Записаться на курс 18-23 марта 2019.

Для работы с более старшими детьми необходимо пройти обучение по 2-4 ступеням. Эти курсы проходят в течение 2 дней для каждой ступени. К обучению допускаются только те педагоги, кто окончил базовый курс и имеет опыт в практическом применении методики.

Подробнее: eng-metodika.ru

Методика Юлии Горбовской (метод Say) предполагает полное погружение детей в английский язык и базируется на трех принципах:

  • принцип количества – чем чаще ребенок разговаривает на английском языке, тем лучше у него это получается
  • принцип разнообразия – учитель должен обеспечить такое количество активностей, которое позволит постоянно поддерживать интерес учеников
  • принцип удовольствия – ребенку должны нравиться занятия. Задача учителя – создать соответствующую обстановку.

Подробнее: vk.com/methodsay

Методика Helen Doron

Helen Doron — это методика для детей 3 месяцев до 19 лет. Обучение английскому ведется как второму родному языку — с помощью игр и творчества. Все занятия проходят исключительно на английском языке. Программы для разных возрастных групп опираются на авторские материалы: это уникальные игры, рабочие тетради, книги с историями, мультфильмы и песни. В России центры Helen Doron работают с 2003 года, филиалы открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Рязани, Чите, Владивостоке и Новосибирске.

Сеть очень внимательно относится к набору преподавателей. Для того, чтобы стать преподавателем по методу Helen Doron, нужно позвонить по единому телефону: 8 (499) 409-07-79 или телефону в вашем регионе, где вас направят на собеседование в ближайшем к вам центре, где есть вакансии.

Шаг 1: Пройти собеседования ( с директором центра, психологом и методистом) и выполнить тестовое задание. Вы поговорите с опытными представителями Helen Doron и выполните два тестовых задания. График и зарплата обсуждаются на собеседовании.

Шаг 2: Пройти пятидневный тренинг. Курсы разделены на 2 этапа. Первый этап: двухдневное введение и оценка. Кандидаты знакомятся с материалами и методологией обучения, а наставники в это время оценивают самих кандидатов. Затем следует второй этап, который включает в себя углубленное изучение методологии, практические демонстрации и письменные задания. В дополнение к занятиям курса нужно будет 4-5 часов каждый вечер уделять домашней подготовке к следующему уроку.

Шаг 3: Пройти оценку. По окончании курса будущие преподаватели пишут эссе объемом 2-3 страницы и участвуют в практических демонстрациях. По итогам выставляется общая оценка и принимается решение, может ли новый преподаватель начать работу.

Обучение проводится примерно раз в 2-3 месяца, как только набирается группа в регионе и есть место в графике тренера (сертифицированных тренеров в регионе, включающем Россию, всего 4). В данный момент обучение проводится в основном в Москве и Краснодаре.

Обучение для преподавателя бесплатное, за него платит директор центра, который берет его на работу. С преподавателем заключается соответствующий контракт, обязывающий преподавателя проработать в центре определенное время.

Преподаватель, получивший аттестацию по методу Helen Doron, может работать в любом центре Helen Doron во всем мире.

Методика естественного погружения Ольги Львовны Соболевой

(OSMTeaching) базируется на принципе естественности интонаций и контекста, отсутствия декомпозиции речи. Полное отсутствие перевода, частичная семантизация с применением специальных технологий подачи материала (учебная манера: утрированная неравномерность, техника утопления, дополнение до единицы) для сохранения многослойности понятийной системы в иностранном языке, подобно тому, как она создавалась в родном языке.

Методика ориентирована на международный стандарт CEFR изучения иностранных языков. В OSMT-Центрах обучаются двум и более языкам с устойчивым системным возрастным опережением при стандартных двух занятиях в неделю, небольших творческих домашних заданиях и практически полном невмешательстве родителей. Эффективность достигается за счет поддержания высокого КПД урока благодаря определенным технологиям подачи материала.

Порог вхождения для преподавателя также высокий. Требование для языковых школ: не ниже С1. Для широкопрофильных центров и для регионов допускается уровень B2 при высокой мотивации к повышению уровня языка у преподавателя. Урок проходит без скриптов с максимальной подстройкой под учеников, под ситуацию. Используется гибкое модульное планирование. Поэтому чем ниже уровень языка у учителя, тем труднее подготовка уроку. При уровне C1+ методика удобна и комфортна для учителя.

Обучение можно проходить как в формате онлайн (базовый курс для преподавателей — 9900 руб., или для владельцев языковых центров — 15900 руб.), так и на очных семинарах в Москве и в других городах. Для корпоративного тарифа предусмотрена система мониторинга сотрудников и соискателей на предмет процентов просмотра видео, попыток сдачи онлайн-тестов, ошибок в тестах, активности на методическом портале и пр. Система работает как HRCRM (система формирования и ведения кадрового резерва).

Есть открытый вводный онлайн-курс и открытая онлайн-книга по основам методики.

При успешном прохождении открытого вводного онлайн-курса можно получить персональное предложение льготного прохождения полного курса. Для этого достаточно прислать код сданного теста на support@osmteaching.ru.

Методике можно обучиться бесплатно при успешном прохождении конкурсного отбора в штат сотрудников или стажёров в любом OSMT-Центре.

При успешном прохождении базовой ступени вы получаете статус Член клуба на методическом портале с доступом к базе знаний и в мастер-группы ВК и в WhatsUp. Данные об аттестации доступны в профиле пользователя, который представляет собой виртуальную визитку, на которую можно ссылаться в резюме.

Для читателей сайта MyEnglishKid предусмотрен дополнительный бонус 10% по промо-коду DH10ALL на все онлайн-услуги методического портала, а также все офлайн-семинары.
Подробнее об обучении — на сайте osmteaching.ru.

Дополнительные материалы

И в качестве бонуса несколько рекомендованных книг о преподавании английского детям:

  • J. Moon. Children Learning English
  • C. Brumfit. Introduction: Teaching English to children
  • S. Phillips. Young Learners
  • J. Brewster, G.Ellis, D.Girod. The Primary English Teacher’s Guide.
  • O. Dunn. Developing English with Young Learners.
  • D. Vale, A. Feunteun. Teaching Children English.
  • C. Linse. Teaching English to Children.
  • C. Read. 500 Activities for the Primary Classroom.
  • V. Reilly, S. Ward. Very Young Learners.
  • H. Puchta, M. Schratz. Teaching Teenagers.
  • О.Л. Соболева “English. Приемы и хитрости. А здесь вы можете скачать 9 книг о специфике обучения детей английском.