В школе все учат иностранный язык. Чаще всего – английский. Тем не менее взрослых, способных поддержать разговор с иностранцем, очень мало. Елена Пересада, основатель конференции Trendy English, ответила на многочисленные “почему?” и рассказала, как сделать так, чтобы наши дети знали английский лучше.

Я веду языковые курсы с 1999 года. Раньше ко мне приходили взрослые люди или старшеклассники с уровнем Beginner, сейчас – с Pre-Intermediate. Общий уровень английского языка поднялся. Многие сдают ЕГЭ и вынуждены заниматься на курсах или с репетиторами. К тому же сейчас вокруг очень много англоязычного контента – все что-то слушают или читают на английском языке, даже не замечая этого. Тем не менее, избавиться от проблемы нам не удалось – мало кто после школы знает английский язык действительно хорошо. На это есть несколько причин.

Первая (и главная) причина – преподаватели и их уровень.

Я нередко встречаю школьных учителей, которые смутно представляют себе, как методически должен быть построен процесс, а их собственный уровень едва превышает Pre-Intermediate.

Хороших преподавателей, которые понимают, как нужно учить языку, не так много, и на всех их не хватает. Многие не выдерживают того, как устроена система, уходят из общеобразовательных школ и открывают альтернативные.

Школьная система изменится, когда поменяются люди внутри нее. Но тем, кто внутри системы, зачастую не нужно ничего нового. Они  не инноваторы. Поэтому учитель приходит в школу с горящими глазами, а потом или уходит, или у него гаснут глаза.

Еще одна общая проблема учителей – они выгорают. К нагрузке в тридцать шесть часов в неделю прилагаются классное руководство и другие обязанности в школе. В таком режиме работа превращается в выживание. Преподаватели перестают быть заинтересованными в том, чтобы уроки были интересными. Им нужно как-то занять детей и найти время на многочисленные отчеты.

Вторая причина – наличие в одном классе учеников с разным уровнем знаний.

При этом учителю надо провести более-менее полезный урок. Он не может ориентироваться ни на отстающих, ни на тех, кто обгоняет программу. Он берет “среднюю по больнице” – в итоге большая часть учеников просто выпадает из потока.

Третья причина – количество школьных часов.

Два урока в неделю по сорок минут (часть которых уходит на дисциплинарные вопросы) недостаточно. К тому же занятия проходят в достаточно больших группах (до двадцати пяти человек).

Четвертая причина – организация учебного процесса.

То, что школы обязаны использовать русские учебники, – не самое страшное. Тот же Spotlight вполне нормальный учебник и по нему работать можно. По любому учебнику работать можно. Но чем хуже учебник, тем больше своего материала вынужден приносить учитель.

По-настоящему страшно то, что во втором классе, когда ребенок только знакомится с иностранным языком, ему сразу приходится учиться и говорить, и писать, и читать. Сразу же даются транскрипции, грамматика. В этом возрасте он не может все это освоить, в результате формируется ненависть к языку.

Начинать нужно с постановки речи, а уже затем учить читать и писать. Это подтверждается успешными примерами, с которыми я сталкиваюсь. На школьную программу начальной школы нормально реагируют дети, которые начали учить английский не позже пяти-шести лет. Тогда для них в порядке вещей, что в школе сразу дают языкознание, а не ставят сначала речь.

Родители тоже добавляют проблем: они не отдают детей на курсы заранее, а ждут, когда английский язык начнется в школе. В этом случае события развиваются по сценарию, описанному выше. Когда ребенок приходит на курсы в третьем классе, у него уже сформировано отвращение к языку. И первой задачей преподавателя становится вернуть желание изучать язык.

Как выбирать школу и что делать дома

Первое, на что нужно обратить внимание при выборе школы или курсов, – программа. Она должна быть направлена в первую очередь на постановку речи. Такие школы или курсы могут работать, например, по методике Мещеряковой.

Следующий шаг – посмотреть на первый урок и познакомиться с преподавателем. Важно, чтобы он разделял ваши ценности. Если преподаватель говорит “ребенок должен”, то от такого преподавателя надо бежать. Ребенок ничего не должен. Задача преподавателя его заинтересовать.

Дома родители могут создать языковую среду. Важно каждый день что-то слушать на английском языке. Без этого два урока в неделю не дадут нужного результата.

Автор — Елена Пересада, основатель движения Trendy English и автор игр Study Craft.