2429 one max 300x169 2 300x169 - Может ли ребенок выучить язык по мультфильмам и песенкам?Действительно, дети впитывают язык. Более того, до поры до времени  это выглядит пассивным процессом — ведь ребенок, как бы мы ни старались, скажет свое первое слово лишь  в 10-12 месяцев. А до этого он будет просто слушать и «впитывать».

Но… Эта пассивность не более чем иллюзия. В голове у малыша происходит множество процессов, просто какое-то время мы не видим обратной связи. Но чтобы эти внутренние процессы происходили, недостаточно просто звукового фона, например, прослушивания музыки на другом языке или просмотра мультфильмов.

А что же тогда нужно? Попробуем разобраться.

Оставим пока в стороне второй язык, разберемся с первым родным. Достаточно ли ребенку языкового фона, чтобы он вообще заговорил? Ведь если он что-то слышит и видит, рано или поздно он начнет воспроизводить эти звуки. Но следуя этой логике, ребенок должен был бы тогда мяукать, гавкать и издавать звуки автомобильной сигнализации. Но этого не происходит. Ребенок подражает лишь человеческой речи, но не звукам животных или вообще неодушевленного мира. Почему так происходит?

Ребенок рождается на свет очень уязвимым. Он ничего не умеет, его жизнь полностью зависит от взрослого. Самый сильный человеческий инстинкт – самосохранения – запускает в маленьком человечке режим естественного обучения. Малыш исследует себя и окружающий мир и подражает взрослым. Почему? Да потому что взрослые умеют выживать, а значит надо делать то же, что и они – и тогда и ты выживешь. А речь – это один из важнейших компонентов комплексной программы умений и навыков, если хотите – выживания, которую ребенок перенимает у взрослого.

Ключевое слово здесь взрослый. Чтобы ребенок заговорил, перед ним должен быть своего рода образец – значимый для него человек, или референтный взрослый. Ни радио, ни телевизор здесь не помощники. Хотя они и «говорят», но они не дают еду, не обеспечивают безопасность ребенка.

Кстати, именно в этом инстинкте подражания взрослому значимому человеку кроется и разгадка детей-маугли.

У них тоже источником навыков для выживания является взрослый, только не человек, а животное. Поэтому дети-маугли не просто умеют двигаться, как их «опекуны», но и умеют издавать звуки и коммуницировать с животными на их «зверином» языке.

Те же самые правила действуют и при обучении любому другому языку. Главная фигура здесь – значимый взрослый человек, которому ребенок будет подражать, повторять за ним неизвестные слова – так же, как за мамой малыш повторяет пока неизвестные ему слова родной речи.

Не будет взрослого – не будет и общения.

Вы можете сколь угодно часто включать ребенку мультики, давать слушать ему песенки или аудиосказки на английском языке, показывать флеш-карточки в приложении на планшете. Да, он запомнит повторяющиеся звуки. Возможно, если мультиков и песенок будет очень много, он даже сумеет понимать английскую речь. Но говорить на этом языке он не будет. Потому что навык общения не будет сформирован – это возможно лишь при контакте с другим человеком.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил — на каком бы то ни было языке -, должен быть человек, как правило, взрослый, который будет осуществлять важную для ребенка деятельность на этом языке. Кормить его, укачивать, гулять с ним и играть – в общем, заботиться.

В этом случае ребенок, видя, как взрослый разговаривает, использует речь, инстинктивно понимает, что это значимо для его выживания. И здесь включаются те инстинкты, о которых мы упоминали выше, — малыш начинает подражать взрослому, используя те же слова и целые фразы.

И в этом случае языковой фон в виде мультиков или аудиосказок будет дополнять языковую среду и способствовать дальнейшему языковому развитию ребенка. Таким образом, песенки, мультфильмы, аудиокниги, игры на планшете – все очень помогает в создании языковой среды дома, однако это не будет работать, если нет основы в виде живого общения.

О том, что познавательные возможности ребенка безграничны, говорит тот факт, что ребенок в состоянии освоить сразу несколько языков. Если взрослые общаются с ребенком не на одном, а сразу на двух-трех-пяти языках, то малыш все их будет копировать. И если эти языки достаточно представлены в жизни ребенка, то в итоге он усвоит их все, как родные.

Возможность естественным образом, без усилий овладеть еще одним языком – это подарок природы, который при рождении получает каждый ребенок. Действительно каждый. Уверенность некоторых родителей в том, что их ребенок не способен освоить другой язык, еще один миф. Иначе пришлось бы признать, что здоровый ребенок не может обучиться и первому родному языку.

Другой вопрос, что открыть этот волшебный подарок природы ребенок может только с помощью взрослого.

Создавайте мультиязыковую среду дома, и вы откроете своим детям будущее в буквальном смысле без границ.
Делитесь своими историями и задавайте свои вопросы!

Я буду рада вам помочь.

Автор статьи: Юлия Горбовская. Руководитель центра раннего развития на английском языке LittleLily, автор метода SAY, метода полноценного погружения детей в английский язык, педагог с 10-летним стажем, ведущая авторских программ обучения педагогов английского языка.

Материал взят с сайта kidsmi.ru