My English Kid

Домашний английский
в удовольствие

Total Physical Response: метод полного физического реагирования

 

Дети усваивают новые английские слова и фразы быстрее и проще, если на уроках использовать метод TPR.

В 60-70-х годах прошлого столетия американский профессор психологии Джеймс Ашер предложил изучать иностранный язык с помощью метода полного физического реагирования – Total Physical Response (TPR). Ученый наблюдал за малышами и заметил, что они, еще не умея говорить, слушают речь взрослых, отвечают им жестами, понимают и выполняют их команды. Ученый предложил повторить тот же самый процесс в классе.

Ашер опирался на теорию о двух полушариях мозга. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление. Именно оно работает, когда мы заучиваем язык привычными способами. Интуиция, творчество, образное мышление – «зона ответственности» правого полушария. Если привлечь его к изучению языка, знания сохранятся намного дольше.

Современные исследователи считают теорию о полушариях спорной, однако это не мешает методу TPR быть эффективным, пусть и по другим причинам.

Что такое метод полного физического реагирования

На уроках дети выучивают слова с помощью жестов, выполняя несложные команды учителя. Педагог не использует родной язык, ничего не переводит, все значения объясняет только мимикой, показывая картинки, игрушки.

Хотя Ашер рекомендовал обучать с помощью TPR людей любого возраста, чаще всего этот метод стали использовать при работе с дошкольниками и младшими школьниками. У ребят до 7-8 лет наглядно-образное мышление преобладает над абстрактно-логическим, им гораздо легче запоминать слова и фразы, если образы подкрепляются жестами.

Метод TPR можно применять на индивидуальных занятиях, и в группе. Сначала ученики знакомятся с глаголами, затем преподаватель подключает существительные. Вся лексика связана с предметами, которые находятся в учебном классе.

Работа над новыми словами идет так: учитель проговаривает команду и выполняет ее вместе с детьми несколько раз. Потом педагог опять повторяет просьбу, а ученики реагируют на нее. После чего, когда выучено несколько фраз, он просит каждого из ребят выполнять разные действия. Для закрепления детям часто предлагают взять на себя роль «ведущего» и отдавать команды сверстникам.

Примеры, как использовать Action stories на уроках с детьми, смотрите в этом видео:

Постепенно слов становится все больше. Расширить лексикон помогают action songs – детские песенки. Дети жестами дублируют все, о чем поется, и быстро запоминают срифмованные фразы. Часто используется рисование: педагог раскрашивает или рисует картинку и озвучивает все свои действия, а дети повторяют («I draw a square», «Color it green»).

Метод полного физического реагирования можно применять и на онлайн-занятиях. Посмотрите рассказ о методе TPR американского педагога Nancy Taylor:

Как выглядит TPR на занятиях со взрослыми, смотрите здесь:

Достоинства метода TPR

  • TPR помогает непроизвольно, без зубрежки запомнить новые слова и фразы: дети просто играют, им весело и интересно.
  • В игру вовлекаются все, поэтому даже в больших группах возникает меньше проблем с дисциплиной.
  • Дети не могут долго сидеть на одном месте. Включая элементы TPR в уроки, можно проводить «активные минутки».
  • TPR удается использовать, даже если в группе есть дети с разным уровнем владения языком.

Примеры игр по методу TPR

Simon says

Эта, пожалуй, самая популярная TPR-игра позволяет хорошо выучить и закрепить глаголы. Если ведущий говорит «Simon says get up!» – все должны выполнять просьбу, если звучит просто «Get up!» – ничего делать не нужно. Так повторяется много действий. Невнимательный игрок выбывает.

My day

Игра помогает выучить существительные и глаголы. Учитель рассказывает о своем дне и изображает все жестами: «Wake up» (потягивается), «Brush my teeth» (чистит зубы), «Сomb my hair» (расчесывает волосы). Ученики повторяют действия и фразы за педагогом. Потом несколько малышей рассказывают о своих днях.

Лепим снеговика

Игра отлично подходит, чтобы познакомиться с английскими названиями частей тела. Снеговика можно лепить из пластилина, делать из бумаги или ваты. Учитель озвучивает все, например, говорит: «The snowman needs an arm» и показывает на свою руку.

Если у вас есть опыт преподавания или изучения языка по методу полного физического реагирования, поделитесь с нами! Ждем ваших писем по адресу olga@myenglishkid.ru.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

My English Kid