Когда начинать занятия, если ребенку уже исполнилось 3 года, но он еще не ходит в школу, как выбрать педагога и какие подходы к обучению использовать – об этом рассказывает Анна Цветкова, преподаватель английского и основатель сообщества Рамаменки

Английский язык для детей 3-6 лет: как заниматься и чему учить

Когда можно начинать занятия

Если ребенок был заграницей, слышал английский язык или видел, как вы разговаривали на нем, и спрашивал “Что это?”, можно смело начинать занятия. Ориентируйтесь на интерес ребенка – это лучший сигнал.

Есть мнение, что оптимальный возраст для знакомства дошкольника с английским языком – пять лет. В этом возрасте ребенок уже хорошо произносит звуки родного языка, а также понимает, что есть другие страны и языки и видит применение языку в жизни. Но если вы хотите познакомить ребенка с английским раньше и есть хорошие преподаватель и методика, то смело приступайте к занятиям.

В России важно знакомить детей с английским до школы. Школьные учебники, которые используются в обычных российских школах, составлены таким образом, что полюбить английский через них очень сложно. К тому же изначально они были написаны для детей от пятого класса и старше. Когда было принято решение, что английский нужно учить со второго или первого класса, учебники просто «спустили» на два-три года ниже. В них практически с первого дня ученику дается как алфавит, так и еще одна параллельная знаковая система — транскрипция. В результате детям учиться по ним очень сложно, а школьные учителя, которые адаптируют программу, чтобы детям нравился язык, большая редкость.

Частота занятий

В большинстве своем дошкольники, которые пока не освоили чтение на английском, учат язык со слуха. Поэтому важно заниматься как можно больше. Если вы самостоятельно обучаете своего ребенка, лучше проводить занятия каждый день. Если вы выбрали языковую школу, берите минимум два урока в неделю (а лучше три) и ни за что не пропускайте занятия.

Методика изучения английского языка для детей дошкольного возраста: как и чему учить

В возрасте трех-пяти лет дети больше всего любят играть, рисовать, лепить, гулять. Стройте занятия именно на этих видах деятельности. При этом в течение урока довольно важно часто менять вид деятельности (например, подвижные игры сменяются творческим заданием с клеем и цветной бумагой, а потом — разучивание песенки). Если урок длится двадцать-тридцать минут, то смена активности должна происходить каждые пять минут.

Ребенок учит язык через общение. Поэтому на начальном этапе обучения (по крайней мере, в течение года) не рекомендуется вводить ни письмо, ни чтение. Даже если ребенок в пять лет уже пишет и читает на русском, не нужно сразу учить с ним буквы английского алфавита. Это взрослым важно быстро начать писать, чтобы записывать грамматические правила и составлять списки новых слов. Ребенок учит язык не через анализ

Дети живут «в моменте» и лучше всего запоминают то, что видят и что могут потрогать. Если сегодня выпал снег, не нужно изучать с ними цвета радуги – они не увидят ее до весны. Поэтому подбирайте темы и задания, соответствующие времени года или каким-то событиям в жизни детей.

Как выбрать педагога

Хорошего педагога для дошкольника найти сложно. Идеальный преподаватель должен отлично знать язык, быть творческим и уметь налаживать контакт с детьми. Высокий уровень владения языком — обязательный пункт

  1. Чтобы учить детей английскому языку, преподавателю нужен уровень не ниже С1-С2. В играх и общении с детьми ему придется обсуждать очень специфические вещи – бытовые предметы, материалы для поделок, названия игрушек, качели, карусели, горки. Например, для осенних занятий педагог должен знать все, начиная от названия деревьев и заканчивая тем, как называются усики насекомых и прожилки у листьев. Хорошо, если он жил он за границей, общался там с детьми и, соответственно, владеет нужной лексикой. 
  2. Творческий учитель должен уметь делать сезонные рисунки и поделки. Здорово, если он может петь с детьми или играть на музыкальных инструментах.
  3. Умение налаживать контакт – это не только манера общения, но и умение играть с детьми. Учитель должен знать ролевые и подвижные игры, а также игровые присказки и считалки.  
  4. Задача педагога – максимально передавать игровую реальность. Дети учатся через действие. И для этого не нужно сначала учить с ними алфавит. Трехлетнему ребенку алфавит не нужен даже в русском, не говоря уже об английском.

Высокий уровень владения языком — обязательный пункт. Кроме этого, хороший преподаватель будет совмещать в себе еще хотя бы два пункта из списка выше.

Ребенку нужно знать, как называются на английском те вещи, которые он встречает ежедневно. Он будет опираться на это знание. Более того, выучить все это ребенок может только сейчас – потом он пойдет в школу, и там будут стандартные учебники и скучные «топики» о семье, Лондоне и летних каникулах с самой простейшей лексикой.

Ни в коем случае не нужно идти к преподавателям, которые объясняют детям грамматику. Ребенок не понимает грамматические правила, это абстрактно-логический уровнь, которые становится доступен детям в семь-десят лет. Детям нужны яркие предметы, которые можно потрогать, песенки с движениями, которые можно повторить. Даже знакомство с письменной речью опытный преподаватель отложит на довольно продолжительное время (от нескольких месяцев до года).

На этапе выбора преподавателя узнайте:

  • По каким методикам работает педагог. Учебники Кембриджа или Оксфорда учитывают особенности развития детей в разном возрасте, и преподаватель, работающий по ним, будет придерживаться правильных принципов.
  • Квалификацию преподавателя – есть ли у него сертификат, подтверждающие его уровень владения языком (очень желателен уровень С1-С2), сертификат CELTA или дополнительный кэмбриджский сертификат по работе с детьми дошкольного возраста (подробнее о том, где можно учиться на педагога для детей — в нашей статье).
  • Опыт работы с детьми.
    (если вы подбираете носителя языка — прочитайте наши советы здесь).

Какой учебник выбрать

Для занятий с дошкольниками нужно искать учебники, в которых много творческих заданий (поделки, раскраски), картинок и комиксов. Если к учебнику прилагаются диски, то ребенок сможет их слушать и постепенно запоминать полезные выражения. Еще один признак подходящего учебника – книга для учителя и книга с дополнительными материалами имеет больший объем, чем учебник для детей. Хорошим примером такого учебника можно назвать Playway to English.

Как создавать среду обучения дома

Ничего нельзя создать искусственно. Если вы сами не любите английский язык и не используете его в жизни, то привить любовь ребенку и заинтересовать его будет сложно.

Дети постарше мотивируются поездками в другие страны, просмотром фильмов. Дети помладше просто впитывают все новое. Поэтому если вы хотите создать языковую среду для ребенка, создайте ее для себя. Языковая среда – это когда язык есть у вас дома. Когда вы поете песни на языке, читаете книги, разговариваете на нем, к вам приходят иностранные друзья. При этом ребенок может не знать и не учить язык, но видеть, что он применим.

Самый главный вопрос для маленького ребенка – полезна та или иная вещь в реальной жизни или нет. Если с ней ничего нельзя делать, ее никак нельзя использовать, мозг автоматически от нее отказывается.

Если вы живете в России и не можете месяц или несколько месяцев в году жить в Англии или в Америке, а ребенок ходит в русскую школу, то главная задача, которую вы можете решить через занятия английским языком – показать ребенку, что он может учить язык и справляется с ним. Максимальный упор на язык нужно делать в подростковом возрасте – это будет английский, максимально пригодный ко взрослой жизни.

Автор — Анна Цветкова, преподаватель английского, основатель сообщества Рамаменки.