Сегодня начинаем с основы основ и говорим про фонематическое восприятие (ФВ) и о том,  как научить ребенка читать по английски.

Фонематическое восприятие (ФВ) — это способность воспринимать звуковой состав слова. Не путать с Phonics. Это про другое. Говоря простым языком, ребенок с адекватно развитым фонематическим восприятием легко разделит слово на звуки и слоги, посчитает звуки и слоги, назовет, скажет, с какого звука слово начинается, каким заканчивается и что в середине. Алфавит при этом, как вы понимаете, знать не нужно.

Развитое фонематическое восприятие — это обязательная база для обучения чтению. С неразвитым ФВ  можно научиться читать, по различным методикам учат детей и в два года, но естественным ходом вещей это не назовешь. По этой причине я, как могла, отодвигала обучение сына Кирилла чтению на русском (в итоге, он читал в 4 года) и английском (5 лет).

У большинства детей, начинающих учить иностранный язык в школе, восприятие на слух так и не успевает сформироваться,  языкового материала банально не хватает. Да и когда, если уже к концу первой четверти они должны уметь читать простейшие тексты, а естественной базы для этого нет. Отсюда бесконечные грубые ошибки в произношении, неумение понимать на слух и вычленять отдельные единицы в потоке речи, орфографические ошибки и нелюбовь к языку.

ФВ начинает формироваться с рождения, и к 5-6 годам достигает высокого уровня. Так что, если вы развиваете ФВ, то тем самым вы готовите ребенка к чтению, да еще и существенно облегчаете ему эту задачу. Кому-то это покажется странным, но научить читать по английски пятилетнего билингва через игру гораздо проще, чем второклассников-монолингвов любым способом… Лично мое наблюдение.

А теперь о развивающих ФВ играх, которые должны предшествовать чтению:

Возьмите корзинку и положите в нее разные игрушки, предметы и карточки со знакомыми ребенку названиями. Просите найти все, что начинается на определенный звук. Например: Give me something that starts with /b/. — Book, bear, box, ball.

Collect all the things that start with /k/. — Cat, cone, crown, credit card.  Усложняя задание, просите предметы, заканчивающиеся на определенный звук, и имеющие этот звук в середине.

Игра, направленная на тренировку умения различать и связывать звуки.

Возьмите карточки или фигурки, положите так, чтобы ребенок не видел. Медленно произносите слово по звукам /k/-/ɑːr/, /d/-/ɒ/-/ɡ/, /p/-/e/-/ŋ/-/ɡ/-/w/-/ɪ/-/n/ . Связав звуки, ребенок получает слово, произносит его, а вы, в свою очередь, триумфально показываете ему картинку или фигурку с услышанным словом.

Старайтесь не давать подсказок. Нужно услышать, идентифицировать звуки и связать их в слово, а не догадаться.

Отними и прибавь звук. Цель данной игры — привить ребенку понимание того, что даже один звук может полностью изменить смысл. Работаем с известными словами, если какое-то слово незнакомо, показываем на картинке.

What will happen if we add a new sound to the beginning of the word ICE? Let’s add /d/. D-ICE. we can throw the D-ice! Let’s try with /m/! M-ICE! They squeak! What about RRRRR-ice? See? If we add a new sound, we get a new word.

Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!

Автор статьи – англомама, преподаватель, автор марафонов о живой природе Ася Виноградова.