Поговорим о том, зачем вообще начинать так рано (до школы), и какие особенности есть у раннего старта до года, от года до двух и от двух до трех.

ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ ТАК РАНО?

Есть несколько причин.

— В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков, иностранный язык «поглощается», независимо от сложности, в полном объёме, со всеми грамматическими конструкциями. Язык воспринимается как родной, хотя в этом возрасте первых предложений придется ждать дольше, чем если начинать позднее.

— Раннее начало – это профилактика протестов против иностранного языка, которые гораздо более вероятны после 3 лет.

— Если начинать рано, можно избежать проблем с произношением и восприятием английской речи на слух.

— Пока ребенок еще не говорит и не отвечает вам, у вас будет достаточно времени психологически настроиться на такие занятия, выстроить систему, собрать коллекцию песенок, игр, книжек на английском, создать вокруг себя англоязычную среду.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ

Основной принцип занятий от 0 до 3 лет — учим язык по принципу родного, без перевода, методом погружения, потому что в таком возрасте ребенок готов воспринимать информацию именно так, и это максимально эффективно.

Необходимо использовать жесты, мимику, эмоции, показывать действия, которые называете. Представьте, что вы актер, чтобы все, что вы говорите, было понятно без перевода и эмоционально окрашено.

А сейчас расскажу про особенности старта до года, до двух и до трех.

НАЧИНАЕМ ОТ 0 ДО ГОДА

— Малыш впитывает всё. Он молчит, но слышит, понимает и запоминает без перевода. У нас есть возможность создать огромный пассивный запас, который даст о себе знать позднее. Просто говорите с ним как можно больше!

— До года у ребенка развивается слух, он учится различать звуки и интонации. Согласно известному исследованию Патрисии Куль, о котором она рассказала на конференции TED, после 9 месяцев дети перестают различать на слух звуки, отсутствующие в языках тех людей, которые общались с ними.

— в этом возрасте вы пока не будете получать «обратную связь» от малыша, поэтому вам может быть немного сложно психологически, ведь вы даже не можете проверить, что он уже понимает, что освоил. Чуть позже дети начинают показывать предметы или действия, которые вы называете. И тут вы уже точно будете знать, что занимались или говорили с ними не зря!

Что можно делать дома в этом возрасте?

— комментировать все свои действия, так же, как вы делаете это с ребенком на английском;

— петь песни и колыбельные;

— выучить стишки под разные режимные моменты;

— научиться делать «мамин массаж» на английском;

— читать и показывать движения самых первых Nursery Rhymes;

— рассматривать книжки с крупными картинками.

Ближе к году начинаем задавать ребенку вопросы: ‘How does a spider crawl?’, ‘Pretend you are a kitty — say meow!’ Cначала отвечаем и показываем сами, потом просим показывать малыша.

НАЧИНАЕМ ОТ ГОДА ДО ДВУХ

Особенности старта в этом возрасте:

— вы будете видеть, что малыш знает, что нет, потому что он уже может показать известные ему предметы в книге и изобразить движения, которые вы называете. То есть это уже не совсем общение без обратной связи, как было до года;

— ребенок пока не протестует, в отличие от более позднего возраста, когда уже освоен родной язык и малыш может требовать говорить именно на нем;

— однако все новое пока довольно быстро забывается, поэтому очень важна регулярность в занятиях;

— повторяйте новую информацию по много раз. Вспомните, как было на русском, сколько раз вы показали, где у ребенка носик, ротик и т.д., прежде чем он начал делать это сам;

— учитывайте такие особенности, как изменчивое настроение и резкое переключение внимания. Не думайте, что если малыш расплакался во время занятия, оно ему не понравилось, ведь в этом возрасте малыши расстраиваются очень легко. И не считайте, что если ребенок не смотрит на картинку, которую вы ему показываете, ему не интересно то, что вы приготовили. Возможно, малыша просто заинтересовал какой-то другой предмет за вашей спиной и ему сложно удерживать внимание на том, что предлагаете вы;

— в таком возрасте малыш не готов сидеть статично, продумайте, чтобы ваши занятия так, чтобы в них было много движения и смены видов деятельности!

Что можно добавить к занятиям в этом возрасте:

— читаем более сложные книги, с короткими сюжетами. Книги позволяют и вам набрать полезную «детскую» лексику, которую вы сможете использовать в общении;

— можно показывать первые короткие видео.

Не требуйте от ребенка сразу результата, повторения фраз за вами. Понимайте, что закладываете прочную основу, и все, что ребенок усвоит сейчас, он обязательно выдаст позднее!

НАЧИНАЕМ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ

— Чем ребенок старше, тем короче у него так называемый «silent period», период молчания, тем быстрее он начинает повторять за вами и сам строить предложения.

— После двух лет малыш обычно положительно реагирует на иностранный язык, но если развит родной, может просить «не говорить так». Однако если создать положительные ассоциации, протест быстро проходит.

— Начиная после двух лет, на первом этапе очень важно дозировать ввод новой информации: не стоит сразу использовать прием «полного погружения».

— В этом возрасте ребенок охотно играет в простые ролевые игры — используете этот новый навык, например, можно строить диалоги между любимыми игрушками ребенка.

— Если вы начинаете заниматься БЛИЖЕ К ТРЕМ ГОДАМ, ребенок может более активно протестовать. Ведь он уже научился выражать свои чувства и желания на русском, и при появлении нового языка ему как будто надо учиться всему заново. Но обычно в этом возрасте заинтересовать ребенка не сложно, даже когда возникает протест. Разные методы преодоления протестов разбираю на своем курсе.

— Помните, что ребенок не всегда протестует именно против самого языка. Просто после двух ребенок считает себя уже самостоятельным, имеющим право на свое мнение, и именно так выражает его.

— Не настаивайте на том, чтобы малыш повторял за вами и активно включался. Окружайте его английским и скоро он начнет вам отвечать.

— В этом возрасте очень важно мотивировать и давать позитивные подкрепления, ведь ребенок очень радуется, когда у него что-то получается. Выучите несколько фраз для одобрения на английском и хвалите его даже за самые маленькие успехи!

Подводя итог, хочу сказать, что не существует «правильного» момента для начала занятий, но стоит учитывать нюансы, свойственные для разного возраста. Надеюсь, что теперь, после прочтения этой статьи, они вам понятны, и у вас не возникнет проблем с введением английского в общение с вашим малышом!